Без тайн и секретов.

 

Отрывок из книги

В этой главе речь пойдет не о тяжелом, среднем или легком, а уже об основном боевом танке, на котором впервые в мировой практике были применены моторная установка с газотурбинным двигателем (ГТД) и целый ряд новшеств по защите вооружению и управлению огнем.

Газотурбинный двигатель на транспорте дело не такое уж новое, работа над ним в России началась довольно давно. Первую газовую турбину построить и испытать удалось инженеру-механику российского флота П. Д. Кузьминскому в 1899—1900 годах. Он устанавливал ее на катере. Над теоретическими проблемами газотурбинного двигателя в начале века работали известные русские ученые Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин.

В 1908 году русский инженер В. В. Караводин построил бескомпрессорный газотурбинный двигатель. В 1909 году инженер Н. В. Герасимов получил патент на ГТД а в 1913 году инженер М. Н. Никольский спроектировал ГТД мощностью 118 кВт (160 л. с.) с трехступенчатой газовой турбиной.

В 1925 году профессор В. М. Маковский издал труд “Опыт исследования турбин внутреннего сгорания”. Позднее в 1939 году, в руководимой им лаборатории в Харькове был изготовлен ГТД мощностью 740 кВт (1000 л. с.). Большой вклад в создание ГТД внес замечательный конструктор, выходец из Кировского завода, академик А. М. Люлька.

Идея создания танка с ГТД появилась еще в 1948-1949 годах, когда по инициативе Главного бронетанкового управления МО СССР Кировскому заводу, а точнее - СКБ турбинного производства (главный конструктор А.X.Старостенко) была поручена разработка проекта ГТД для тяжелого танка.

В рассмотрении проекта участвовали известные специалисты танкостроения: Ж. Я. Котин, П. К. Ворошилов, В.Т. Ломоносов, Г. А. Михайлов, А. А. Останин, И. П. Петров А. П. Покровский, Л. Е. Сычев, Л. С. Троянов. Они признали проект недоработанным. Он не удовлетворил их требования по ряду параметров и поэтому был отклонен.

В 1951 году оригинальную транспортную газотурбинную установку Ж. Я. Котину предложил доцент Ленинградского кораблестроительного института Н. Ф. Галицкий, которая, однако, также не удовлетворила требованиям танкового ГТД.

В 50-х годах ряд работ, связанных с исследованиями проблем применения газотурбинных двигателей на сухопутных транспортных машинах (автомобили, танки, бронетранспортеры), провел ВНИИ транспортного машиностроения, где уже работали многие кировские специалисты, участники создания первых тяжелых танков.

В 1955—1958 годах на Кировском заводе по заданию Главного бронетанкового управления под руководством конструктора Г. А. Оглоблина проводились работы по созданию газотурбинных двигателей для тяжелых танков. В результате этой работы впервые в стране были изготовлены в металле два опытных образца ГТД для тяжелого танка. Одновременно под руководством Котина проектировался и сам тяжелый танк под газотурбинный двигатель (объект 278).

Но и этот проект не удалось довести до конца: в начале 60-х годов шло очередное сокращение Вооруженных Сил СССР, которое коснулось и танкостроения. Вообще, в стране все более накапливались определенные знания и опыт создания газотурбинных двигателей для наземных транспортных машин. На необходимость создания танкового ГТД обратил внимание разработчиков в 1956 году заместитель председателя Совета Министров СССР В. А. Малышев. На совещании по этому вопросу у него присутствовали разработчики танков Ж. Я. Котин, А. А. Морозов, П. П. Исаков, Л. Н. Карцев, а также конструкторы двигателей И. Л. Трашутин и Е. И. Артемьев. На совещании В. А. Малышев заявил, что он верит в то, что через 20 лет ГТД появится на наземных транспортных машинах.

После этого совещания работы над созданием танка с газотурбинным двигателем несколько оживились. За разработку газовой турбины в Ленинграде принялся главный конструктор танкового КБ Кировского завода Ж. Я. Котин, а в Нижнем Тагиле - главный конструктор танкового КБ Л. Н. Карцев. В Нижнем Тагиле в 1964 году был построен и испытан экспериментальный танк с ГТД, но дальнейшего развития он не получил, так как конструкторы столкнулись с рядом трудно решаемых проблем, среди которых были вопросы очистки воздуха, увеличения расхода топлива и другие, и поэтому Л. Н. Карцев дальнейшие работы в этом направлении прекратил.

А в Ленинграде тем временем работы шли полным ходом. В 1963 году к проектированию ГТД для наземных транспортных машин подключилось Ленинградское научно-производственное объединение имени В. Я. Климова, специализировавшееся на разработке вертолетных двигателей. В 1966 году там была изготовлена и испытана на опытном танке конструкции КБ Ж. Я. Котина (объект 288) спаренная установка из двух ГТД. В ходе исследований выяснилось, что никаких преимуществ перед моноблочным ГТД она не имеет, и работы по ней прекратили.

В 1968 году, после неудачной попытки применения на танке спаренной газотурбинной силовой установки (объект 288), С. П. Изотов, генеральный конструктор ЛНПО имени В. Я. Климова по газотурбинным двигателям для вертолетов и самолетов взялся за разработку танкового ГТД для кировского танка. На выполнение всех необходимых заданий по этому вопросу было принято соответствующее решение правительства.

Разработка танкового газотурбинного двигателя вовсе не означала “спуск” авиационного вертолетного ГТД с неба на землю, а имела целью создание нового ГТД и всех его систем, способных работать в наземных условиях при высокой запыленности воздуха, при частом изменении режимов работы двигателя, при внезапных торможениях и разгонах машины, с большим количеством остановок и новых пусков двигателя, чего нет при эксплуатации авиационных двигателей. Кроме того, газотурбинный двигатель, установленный на танке, вынужден дополнительно претерпевать высокие ударные нагрузки при выстреле и при движении танка по пересеченной местности. Изучение и решение всех возникающих в связи с эксплуатацией ГТД в наземных условиях проблем потребовало усилий большого количества разнообразных специалистов, изготовления специальных стендов для исследования основных систем и узлов ГТД, поиска необходимых металлов и материалов, математического обеспечения решения проблем. В процессе работы над созданием танкового ГТД фактически образовались творческие бригады по направлениям из специалистов многих организаций, в основном ЛНПО имени В. Я. Климова, КБ-3 Кировского завода и ВНИИТрансмаш. Совместная работа завершилась созданием танка с ГТД, именуемого Т-80, и он в 1976 году был принят на вооружение Советской Армии. Этим достижением была вписана новая страница в историю отечественного танкостроения.

Немалые трудности пришлось преодолеть конструкторам при создании систем, защищающих газотурбинный двигатель от пыли. Ведь в ходе работы танковый ГТД пропускает через себя 5-6 м^3 воздуха в секунду. Если учесть условия марша, когда танки идут в колонне или участвуют в общевойсковом бою, протекающем в гуще разрывов снарядов и мин, можно представить, какую качественную и количественную очистку воздуха следует производить. Можно применять для очистки воздуха барьерные фильтры (что делают американцы в танке “Абраме” с ГТД), но в этом случае система очистки будет представлять собой громоздкий агрегат объемом около 2 м^3. Создатели ГТД для танка Т-80 пошли другим путем: применили инерционный метод очистки воздуха, так называемый циклонный, основанный на использовании центробежных сил. Этот метод давал 97-процентную очистку воздуха, но при этом на лопатках ротора турбины неизбежно оседали неотфильтрованные частицы пыли. Видя это, через каждые 3-4 часа работы двигателя в особо пылевых условиях предусмотрели виброочистку лопаток. Кроме того, передначалом работы двигателя и после его остановки производили продувку двигателя для удаления остаточных несвязанных пылевых концентраций. Принятый конструкторами комбинированный метод очистки позволил сделать ГТД компактным и способным в пылевой обстановке совершать марш на сотни километров.

Другой смелой идеей, досконально разработанной и внедренной на танке Т-80, явилось создание комбинированной системы торможения машины. Основная идея этого нововведения заключается в одновременном использовании самого ГТД и обычных механических гидравлических тормозных устройств. Фактически перед конструкторами стояла задача создать такой танковый ГТД, который надежно работал бы и при использовании его в качестве устройства торможения машины. Для этого пришлось сконструировать специальный регулируемый сопловой аппарат (РСА) перед силовой турбиной, который позволяет менять направление потока в ней и заставляет ее лопатки вращаться в обратном направлении. Конечно, это в сильной степени нагружает силовую турбину, что привело к необходимости внедрения особых мероприятий по ее защите, сбережению и повышению прочности ее элементов. Процесс торможения машины заключается в следующем: при нажатии водителя танка на тормозную педаль вначале происходит раз- ворот РСА и начинается торможение машины при помощи ГТД. При дальнейшем продвижении тормозной педали включаются в работу механические тормозные устройства. Попутно отметим, что комбинированное использование ГТД и механических устройств для торможения машины еще не применяется в зарубежных танках с ГТД.

Серьезным техническим новшеством стало внедрение в управление работой ГТД системы автоматического управления режимом работы двигателя (САУР). Основное назначение САУР - повышение ресурса силовой турбины и улучшение топливной экономичности ГТД. Конструктивно САУР устроена следующим образом. Перед силовой турбиной и за ней установлены датчики температуры, соединенные с регулятором температуры (РТ), а под педалью тормоза и педалью РСА, используемой при переключении передач,—концевые выключатели, соединенные, в свою очередь, с РТ и системой подачи топлива. При работе двигателя на режимах, близких к максимальному, или при развороте РСА на 120 градусов температура газа на выходе из турбины возрастет на 140—150°С, это приведет к повышению температуры лопаток силовой турбины сверх максимально допустимой, что происходит из-за существенной инерционности термопар, применяемых в качестве датчиков температуры. Чтобы избежать отрицательного влияния инерционности термопар, заблаговременно снижается подача топлива при нажатии на педаль тормоза или педали РСА и воздействии на установленные под ними концевые выключатели. В результате температура газа остается практически постоянной. Экспериментальные исследования показывают, что при применении САУР ресурс лопаток силовой турбины повышается более чем в 10 раз. Кроме того, при частом пользовании педалью тормоза и педалью РСА при переключении передач, что имеет место при движении танка по пересеченной местности, достигается снижение путевых расходов топлива на 5—7%.

Следующим большим достижением было введение в силовую установку танка вспомогательного энергоагрегата небольшой мощности для обеспечения работы систем связи, наблюдения, оповещения и т. п. на стоянке машины или во время нахождения ее в состоянии “ожидания”. Оригинальность этого технического решения состояла в том, что вспомогательный энергоагрегат с ГТД мощностью около 22 кВт (30 л. с.) встроен в общую систему работы основного ГТД и не требует каких- либо дополнительных устройств для своего функционирования.

Все перечисленные нововведения позволили достигнуть общего расхода топлива силовой установки с ГТД, сравнимого с расходом топлива дизельного двигателя в расчете на один “боевой день”. Не следует забывать и о других преимуществах, которые дает применение ГТД на танке, а именно: малый объем силовой установки, а следовательно, и меньшая масса танка; возможность быстрого пуска двигателя без предвари- тельного подогрева при температуре до минус 40 °С, низкий расход масла, отсутствие жидкостной системы охлаждения, высокий ресурс самого двигателя.

Существенной отличительной особенностью танка Т-80 является наличие у него механизма автоматического заряжания основного орудия. Следует отметить, что к началу разработки Т-80 в СССР уже было создано несколько типов танковых автоматов заряжания, которые позволили не только исключить четвертого члена экипажа - заряжающего, но и существенно повысить скорострельность основного орудия. В западных же странах даже в 1994 году еще не было достаточно хорошо отработанных механизмов заряжания, и поэтому экипажи западных танков состоят из четырех человек (исключение составляют опытные образцы французского танка “Леклерк”).

На танке Т-80 установлен усовершенствованный автомат заряжания, разработанный в 60-70-х годах конструкторским бюро Харьковского завода транспортного машиностроения.

Основное артиллерийское орудие танка Т-80-хорошо отработанная унифицированная 125-мм гладкоствольная пушка с тремя видами снарядов: оперенный бронебойноподкалиберный, кумулятивный и осколочно-фугасный. Кроме того, танк Т-80 имеет управляемую противотанковую ракету, запускаемую из ствола орудия. Фактически танк Т-80 является не просто танком, а ракетно-пушечным танком, каких в западных странах еще не имеется.

Новые технические решения, принятые при конструировании Т-80, касаются также системы управления огнем. Точность стрельбы из танка значительно повышена за счет применения ходовой части, обеспечивающей хорошую плавность хода, лазерного дальномера, встроенного в прицел, баллистического вычислителя и стабилизации орудия в двух плоскостях. Вся система управления огнем надежно защищена от внешних помех.

Танк Т-80 отличается также эффективной защитой от снарядов. На нем стоит комбинированная многослойная броня с навеской и встроенной динамической защитой.

Т-80 в процессе производства подвергся существенной модернизации. Систему управления огнем дополнили дублирующим управлением стрельбой с рабочего места командира. Управляемую противотанковую ракету заменили новой, управляемой по лазерному лучу. Внедрены устройства защиты силовой турбины от перегрева и другие нововведения, повышающие ресурс работы ГТД и его надежность. Встроена эффективная система пожаротушения. Разработана и применена новая краска, уменьшающая обнаружение танка радиолокационными средствами разведки. Внедрены технические решения, снижающие тепловую сигнатуру танка. Улучшены оптические приборы, применены тепловизионные устройства наблюдения и прицеливания с выводом изображения на телевизионный экран.

Все перечисленные нововведения существенно повысили боевые и эксплуатационные качества танка, включая его маневренность, улучшенную благодаря увеличению удельной мощности за счет установки нового ГТД повышенной мощности. С внедрением указанных нововведений танк Т-80 стал по существу новым танком и ему был присвоен индекс Т-80У.

Нетрудно убедиться, что, работая над проектом танка Т-80, а в дальнейшем Т-80У, кировские конструкторы значительно опережали зарубежных танкостроителей, тоже не один год пытавшихся поставить на танк газотурбинный двигатель. В США, например, танк с ГТД был принят на вооружение только в 1980 году.

Разработка танка Т-80У явилась крупным достижением коллектива кировских конструкторов. Особенно много творческих усилий в его создание вложили талантливые разработчики А. С. Ермолаев и В. А. Маришкин, старейшие конструкторы КБ-3, участники создания знаменитого семейства тяжелых танков КВ и ИС. На равных с ними работали конструкторы послевоенного поколения - В. И. Миронов, Б. М. Киприянов, П. Д. Гавра, В. И. Гайгеров, Б. А. Добряков, А. К. Дзявго, А. А. Дружинин, Л. А. Золотарев, В. В. Антонов, В. П. Яковенко, В. А. Морозов, Ю. Б. Глух, Ю. А. Соколов В. И. Савченко, В. Н. Мокин, Ю. Т. Денисов, А. А. Тишин А. А. Саенко, Р. Я. Гудима, А. Н. Попов, А. И. Кацюба, М. Г. Козьбо, Н. Ф. Строков. Об их творческом вкладе можно судить по тому, что ими получено более 150 авторских свидетельств на изобретения, предложенных в процессе работ по проектированию танка Т-80.

Существенный вклад в дело испытаний машины внесли инженеры-испытатели В. М. Вуколов, А. С. Ефремов, Б. С. Смирновский, Б. Р. Ларионов, В. М. Цирульников, Л. И. Мартинен А. Ш. Торчинский.

Многие конструкторы, авторы отдельных разработок по узлам и механизмам танка Т-80, получили высокие правительственные награды. Орденами Ленина были награждены А. Н. Попов и А. М. Константинов; орденом Октябрьской Революции - А. А. Дружинин, П. А. Степченко; орденами Трудового Красного Знамени—Б. П. Андреев, Д. Д. Балашов, Н. И. Буренков, В. А. Василевский, В. С. Верещагин, В. А. Войцеховский, В. М. Вуколов, Р. Я. Гудима, Л. М. Демидов, В. М. Диков, А. А. Дружинин, Н. Ф. Екимов, В. Н. Иванов, Б. Т. Корнеев, В. Я. Кузьмин, В. В. Кулагин, Ю. М. Комаров, В. И. Миронов, П. К. Орлов, Т. М. Охрименко, В. А. Павлов, В. И. Петров, А. Н. Попов, Н. П. Пугачев, В. А. Пчелкин, В. Л. Хмелев, А. А. Саенко, Б. С. Смирновский, Н. Г. Шах, Н. П. Чулков, Ю. П. Яковенко; орденом “Дружба народов”—В. А. Войцеховский, Р. Я. Гудима, И. Г. Драгун, Б. С. Смирновский, Э. К. Фененко, А. И. Холопов, Н. Г. Шах; орденом “Знак Почета”—А. К. Бельтюков, Ю. Б. Глух, А. С. Ефремов, В. А. Парамонов, О. К. Ильин, А. И. Кацюба, М. Г. Козьбо, В. И. Козишкурт, Л. П. Кондрашов, О. Д. Логинов, В. Д. Малаховский, А. А. Саенко, В. А. Матросов, В. И. Русанов, В. С. Филатов.

Орденами Трудовой Славы наградили большую группу испытателей опытных образцов танка Т-80. Среди них Н. Г. Горячев, Г. Б. Жук, А. А. Шаталов и другие. Медалью “За трудовое отличие” был награжден заведующий фотолабораторией В. В. Дейнеко, медалью “За трудовую доблесть” — ведущий инженер Г. Гаджибалаев и многие другие сотрудники КБ-3.

О большом научном и конструкторском потенциале, накопленном в КБ-3 в процессе создания танка с газотурбинным двигателем, можно узнать из книги “Транспортные машины с газотурбинными двигателями” (Л.: Машиностроение.—1-е изд. 1980, 2-е изд. 1987 г.), подготовленной группой сотрудников КБ-3 при непосредственном участии и под руководством генерального конструктора Н. С. Попова. В этой книге содержатся мало кому известные сведения о том, как решались проблемы отработки наземного (танкового) ГТД, как повлиял ГТД на устройство других систем танка, характерных для гусеничной машины, а именно: трансмиссии, ходовой части, органов управления и т. д.

Многолетнюю напряженную работу сотрудников КБ-3 Кировского завода, НПО имени В. Я. Климова и ВНИИТрансмаш по созданию газотурбинного двигателя для танка Т-80У высоко оценило наше правительство. За его создание коллективу разработчиков была присуждена Государственная премия, в числе удостоенных этой награды А. К. Дзявго, Ю. П. Яко-венко, П. Д. Гавра, В. А. Морозов.

Высокой государственной оценки удостоен в целом танк Т-80У: 8 июня 1993 года Указом Президента Российской Федерации группе специалистов и генеральному конструктору Н. С. Попову за разработку комплекса новых технических решений по танку Т-80У и внедрение его в серийное производство присуждена Государственная премия Российской Федерации за 1993 год в области науки и техники.

И еще одну награду получили разработчики за эту машину—то была премия имени Ж. Я. Котина, учрежденная в КБ-3 в 1992 году. Научно-технический совет КБ решил присудить ее авторскому коллективу в составе ведущих специалистов В. В. Волкова, В. Б. Иосифова, А. П. Мохова, В. А. Пчел-кина и Л. К. Романова. Впервые в отрасли с их участием был разработан тепловизионный прибор наблюдения с выводом изображения на телевизионный экран.

Полигонные испытания еще не решали окончательно судьбу нового образца, рекомендуемого для принятия на вооружение. Она решалась по результатам широкомасштабных государственных испытаний (называемых также войсковыми). Государственные испытания моделировали условия, максимально приближенные к действительным боевым условиям. Задачей таких испытаний было установление эксплуатационной надежности образца в целом, выявление влияния многокилометровых маршей по проселочным дорогам и бездорожью на изменение боевых характеристик, определение жизненного цикла и сопутствующих затрат на техническое обслуживание и ремонт, определение номенклатуры запасных частей и инструмента. Остановимся на государственных испытаниях танков Т-80 и Т-80У.

Для проведения испытаний всегда назначалась государственная комиссия во главе с высокопоставленными военачальниками бронетанковых войск. Обычно на проведение испытаний выделялась группа танков, соответствовавшая составу роты. Командир этой группы танков, командиры танков и экипажи назначались из линейных войсковых частей. Группе танков придавалась штабная машина, ремонтно-эвакуационная машина, грузовой транспорт для материально-технического обеспечения, походная кухня.

От КБ-3 в комиссию входили специалисты по основным агрегатам танка: мотористы, трансмиссионщики, прибористы, вооруженцы и специалисты по ходовой части (Б. С. Смирновский, Ю. П. Яковенко, Е. Н. Шарапов, Р. Я. Гудима, А. Ф. Перепелица, А. Д. Касьянов, Б. Р. Ларионов, В. А. Вой-цеховский, В. А. Парамонов, А. А. Дружинин и др.).

Маршруты пробега охватывали территорию СССР, включали районы с разными климатическими условиями, в том числе Среднюю полосу, Крайний Север и пустыни Средней Азии. Большей частью они обходили населенные пункты с целью сохранения секретности, а также бережливого отношения к сети транспортно важных дорог. Длина пробега назначалась от 6000 до 10000 км в зависимости от предусмотренных в тактико-технических требованиях нормативов. Маршрут разбивался на этапы длиной 200—300 км с заездом после каждого этапа на окружной полигон для проведения контрольных стрельб. После выполнения этапов в одном климатическом поясе танки перевозились в другой климатический район.

Когда требовалось решить, какой опытный танк принять на вооружение, проводились одновременно испытания всех конкурирующих образцов, по результатам которых определялись наиболее совершенные агрегаты, находящиеся в танках разных моделей, и принималось решение об унификации этих агрегатов и внедрении их на все модели танков. Так унифицировались вооружение, приборы наблюдения, прицеливания, управления огнем, компоненты ходовой части и другие важные агрегаты.

Работа участников государственных испытаний была трудной. Танки шли в любую погоду, по труднопроходимым участкам местности, в жару и мороз, днем и ночью. Привалы для отдыха устраивались часто на открытой местности. Танки подвергались выдержке при температуре -40 "С и ниже в течение нескольких дней, затем наступала команда “Тревога” и танки трогались в путь. Время, затрачиваемое на подготовку и выход танков на трассу, определяет так называемый “фактор боеготовности”. Наиболее благоприятным этот фактор всегда был у танка Т-80 (Т-80У) с газотурбинным двигателем, который начинал движение почти через пять минут после команды. Конечно, надежность работы агрегатов танка главным образом зависит от температурных условий, обилия атмосферных осадков, запыленности, возникающей, например, при движении по территории среднеазиатских пустынь. Поэтому танки двигались в дождь, снегопад и в условиях максимальной запыленности.

Тяготы этих условий одинаково испытывали на себе и инженеры-испытатели, и члены комиссии. Поэтому на испытания командировались не просто классные специалисты, но и люди с хорошей физической закалкой, способные переносить лишения, приближенные к боевой эксплуатации танков.

Часто на испытаниях танков можно было видеть Генерального конструктора Н. С. Попова и его заместителя А. С. Ермолаева.

После окончания государственных испытаний танка Т-80 (Т-80У) и получения надежных результатов Правительство приняло решение о принятии его на вооружение.

Так создаются новые виды бронетанковой техники, и этот процесс сам по себе очень сложный и требует больших затрат времени (около 10 лет) и финансовых и технических средств.

Далее танк живет продолжительное время собственной интересной жизнью, непрерывно совершенствуясь, то есть работа над ним не прекращается. Вводятся новые агрегаты и компоненты, в которых реализуются новые технические достижения. Особенно это касается применения новых танковых информационных систем, средств навигации и связи, автоматизации труда членов экипажа, внедрения автоматических систем поиска и устранения неисправностей.

 

Сотрудники КБ, награжденные за создание танка Т-80.

 

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

…международная выставка вооружений и военной техники, названная “Индекс-93”, проходившая с 14 по 18 февраля 1993 года в городе Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах, оставила довольно заметный след в истории военного машиностроения. И произошло это не только оттого, что в выставке участвовало свыше 400 фирм из 27 государств, а главным образом потому, что на ней впервые широко была представлена военная техника России.

В роли хозяина выставки выступили Объединенные Арабские Эмираты. И это не случайно: обстановка в районе Персидского залива была тогда очень нестабильной. Государства региона давно предъявляли друг другу серьезные территориальные претензии, они постоянно вооружались, закупая самое современное оружие.

Предлагаемая покупателям программа предусматривала показ техники на стендах и практические стрельбы на полигоне, в том числе и в ночное время, всемерно афишируя достоинства выставляемого на торги вооружения.

На выставку в Абу-Даби прибыли министры и другие официальные лица из 29 стран. Среди них были министры обороны России, Франции, Англии, Италии, Ирака, Пакистана, Голландии, Сирии, Йемена, Кувейта, а также высшие военные руководители из США, Египта, Ливана, Марокко, Катара, Омана, Бахрейна, Саудовской Аравии. Представители высокого ранга прибыли также из Индонезии, Китая, Испании, Брунея, Южной Африки, Малайзии, Турции, Канады, Румынии. Все это аттестовало выставку как несравнимую ни с одной из ранее проводившихся выставок подобного типа. Организаторы много сделали для того, чтобы посетители могли ознакомиться с новейшими достижениями в сфере военной техники и с современными технологиями, применяемыми в этой области.

Учитывая обширные потенциальные возможности стран региона по закупке вооружения, российские предприятия оборонной промышленности и коммерческая организация “Оборонэкспорт”, естественно, заинтересовались не только возможностью демонстрации на выставке образцов своего вооружения и различной военной техники, но и установления деловых контактов с потенциальными заказчиками этой продукции. Российские представители старались не упустить реальную возможность продемонстрировать самые современные образцы отечественного вооружения, в том числе и такие, которые по своим тактико-техническим характеристикам не только не уступают, но и превосходят аналогичные зарубежные образцы. Поэтому выставку в Абу-Даби можно рассматривать и как рекламу, роль которой в любой торговле, в том числе и оружием, трудно переоценить.

В российскую делегацию входили руководители ведущих оборонных предприятий и конструкторских бюро, представители Министерства обороны. На этой выставке наша страна впервые в столь широком объеме показывала свое новейшее вооружение. Всего на выставке было представлено 350 образцов вооружения, не менее 150 из них открывались миру впервые. В российском павильоне были показаны различные виды стрелкового оружия: пистолеты и автоматы, среди которых были и бесшумные, и стреляющие под водой, пулеметы, огнеметы, гранатометы последних модификаций, стреляющие на разные дистанции. Из бронетанковой техники показана самоходная артиллерийская установка “Мста-С” и боевая машина пехоты БМП-3. Однако из танков был всего один представитель. То было изделие, созданное кировскими конструкторами,—танк Т-80У.

Надо сказать, что танк Т-80У, демонстрируя свои боевые возможности и отличные боевые качества на полигоне в Абу-Даби, вызвал внимание не только арабов. Наш танк на выставке такого масштаба участвовал впервые и для многих иностранных специалистов представлял в определенном смысле загадку. Другие танки уже были известны всем участникам выставки, к ним специалисты относились как к знакомым машинам и, естественно, на нашем танке сосредоточили основное внимание.

Иностранные танкисты, особенно арабы, старались подробно изучить преимущества нашей машины над другими танками. Отмечалось, что гладкоствольная пушка, впервые примененная на советских танках более 30 лет назад, отлично себя зарекомендовала, и сомнений в ее эффективности ни у кого не было. Не возникало также сомнений в надежности работы механизма автоматического заряжания, который тоже уже давно применялся и на других советских танках А на западных образцах он появился на французском танке “Леклерк”, который еще не поступил на эксплуатацию в войска

Довольно высоко оценили на выставке нашу управляемую по лазерному лучу ракету, выстреливаемую через ствол танковой пушки, с дальностью действия до 5000 м. При этом все понимали, что управляемая ракета является дополнительным средством в огневой мощи танка и эффективность ее проявляется в борьбе с наиболее удаленными целями, в том числе и с зависающими боевыми вертолетами.

Большое впечатление на специалистов произвели подвижность и маневренность танка Т-80У, обусловленные небольшой массой машины-всего 46 т, газотурбинным двигателем мощностью 925 кВт (1250 л. с.), что обеспечивало удельное мощность 20 кВт/т (27,2 л.с./т). Отмечалась высокая степень отработки нашего ГТД-1250, который не имел в системе громоздких воздухоочистителей барьерного типа, как у американского танка М1А2, но лучше его переносил эксплуатацию в жестких условиях запыленности.

Что касается электронных систем танка Т-80У, то они оказались значительно более простыми, чем у зарубежных танков. Более простые устройства всегда проигрывают в рекламе и должны доказывать свои преимущества на практике. Именно так и случилось, когда провели практические стрельбы и российский танк Т-80У, показав практически 100-про-центное попадание в цели, доказал свою конкурентоспособность.

Броневая защита российского танка тоже не уступала защитным качествам брони зарубежных танков. Это обеспечивалось оригинальной конструкцией броневого покрытия, применением специальных материалов и сплавов на основе стали и композитных материалов в сочетании с новейшими средствами динамической защиты.

Руководители государств Объединенных Арабских Эмиратов и других стран Ближнего Востока проявили чрезвычайный интерес к танку Т-80У. По их просьбе несколько раз повторяли демонстрацию возможностей танка, его маневренности и эффективности. А прохождение машины по полосе препятствий неизменно сопровождалось аплодисментами.

Представлявший на выставке танк Т-80У генеральный конструктор Н. С. Попов рассказал:

“Когда меня знакомили с командующим сухопутными войсками Эмиратов генералом Арьяном, он сказал: "Опоздали! Прекрасно все, но вы опоздали на полтора-два года. Мы,—говорит,—просили раньше, но вы со своим танком приехали слишком поздно"...”

После этого разговора генеральному конструктору Т-80У, конечно, было обидно видеть, как на второй день выставки французский танк “Леклерк” был накрыт флагом Объединенных Арабских Эмиратов, что означало: он закуплен и сделка совершена. Мы опоздали! Вообще следует заметить, что такие сделки готовятся заранее и задолго до показа техники на выставках-продажах.

 

----------------------------

1997

Попов Н.С., Петров В.И., Попов А.Н., Ашик М.В.

Сайт управляется системой uCoz